338
Honda CR-V
Глава 13.
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
13.1. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ
Основные данные для контроля и обслуживания
Таблица 13.1
Т ип электрооборудования Постоянного тока
Электрическая сеть автомобиля Однопроводная --- отрицательные выводы источников питания
и потребителей соединены с кузовом автомобиля («массой»)
Номинальное напряжение в цепи, В 12
Примечание. Подробнее данные по различным элементам электрооборудования приведены в каждом разделе.
13.2. ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ
Электрическая сеть автомобиля — однопроводная, вторым
проводником служит «масса» — кузов автомобиля и силовой
агрегат. С «массой» соединены отрицательные выводы ис-
точников и потребителей электрической энергии.
-----------ЗАМЕЧАНИЕ-----------------
Электрооборудование системы управле-
ния двигателем рассматривается в отдель-
ной главе (см. с. 166, «Система управле-
ния двигателем»).
На автомобиле установлена необслуживаемая аккуму-
ляторная батарея ёмкостью 55 А ч. Она обеспечивает рабо-
ту стартера при запуске двигателя, а также работу охранной
системы автомобиля во время стоянки, работу электропри-
вода блокировки замков дверей (центрального замка) и
другого электрооборудования при неработающем двигате-
ле. Вовремя работы двигателя электропитание поступает от
генератора. Часть энергии, вырабатываемой генератором,
расходуется на подзарядку аккумуляторной батареи.
На большую часть потребителей электроэнергии напря-
жение питания подаётся через выключатель (замок) зажи-
гания. Выключатели и переключатели основного и допол-
нительного электрооборудования установлены на панели
приборов, в центральной консоли панели приборов и на
рулевой колонке.
Цепи питания мощных потребителей электроэнергии
коммутируются через реле.
Все электрические цепи автомобиля (кроме силовых
цепей стартера и генератора) защищены плавкими предох-
ранителями.
Номинальный ток срабатывания предохранителя указан
на его корпусе. Кроме того, цвет корпуса предохранителя
соответствует определённому значению силы тока:
5 А — бежевый;
7,5 А — коричневый;
Ю А — красный;
15 А — синий;
20 А — жёлтый;
25 А — белый;
30 А — зелёный.
Предохранители и реле установлены в монтажном блоке.
Большая часть предохранителей расположена в монтаж-
ном блоке панели приборов (в салоне). Часть предохрани-
телей установлена в моторном отсеке. Эти предохранители
размещены в основном монтажном блоке вместе с реле.
Антиблокировочная система тормозов имеет свой монтаж-
ный блок, в который собраны все предохранители и реле
этой системы. Монтажный блок АБС также установлен в
моторном отсеке.
Электропроводка собрана в жгуты из медных проводов с
разноцветной изоляцией.
Большинство электрических соединений электрообору-
дования выполнено на штекерных разъёмах.
Электрооборудование
339
13.3. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ -
ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
------РЕКОМЕНДАЦИЯ------------
Для поиска причин неисправности
какого-либо из приборов электрооборудо-
вания сначала убедитесь в исправности его
предохранителя и в надёжном контакте в
разъёмах его цепи. Частая причина нера-
ботоспособности электрооборудования —
окисление выводов соединительных коло-
док. В этом случае их необходимо тщатель-
но зачистить. Особенно внимательно про-
веряйте места соединения отрицательных
наконечников проводов электрооборудо-
вания с «массой» автомобиля. Нередко
именно отсутствие надёжного контакта с
«массой» приводит к нарушениям в работе
электрооборудования.
Для поиска неисправностей электрооборудования сле-
дует использовать тестер — это комбинированный элект-
роизмерительный прибор. Такие устройства бывают не-
скольких типов: аналоговые (со стрелочным индикато-
ром), цифровые (с жидкокристаллическим дисплеем),
универсальные (имеющие как стрелочный индикатор, так
и жидкокристаллический дисплей). При ремонте автомо-
биля удобнее использовать цифровой прибор (или, как его
еще называют, мультиметр). Он компактен и показывает
точные значения независимо от своего положения в про-
странстве.
Для проверки обесточенных цепей мультиметр перево-
дят в режим омметра. При измерении очень маленького
сопротивления (в пределах нескольких Ом), необходимо
ввести поправку — из полученного значения вычесть зна-
чения внутреннего сопротивления мультиметра, электри-
ческого сопротивления его проводов и щупов (обычно0,06-
0,08 Ом). Чтобы точно определить эту поправку, следует
переключить прибор в режим измерения маленьких вели-
чин сопротивлений (до 200 Ом) и замкнуть концы его
щупов.
Для проверки цепей под напряжением мультиметр пе-
реключают в режим вольтметра (с пределом измерения до
20 В).
Кроме того, мультиметр позволяет измерять силу тока,
потребляемого электрооборудованием автомобиля (как
правило до Ю А).
Если необходимо определить только наличие или отсут-
ствие напряжения на участке цепи без измерения величи-
ны, удобнее использовать специальный световой индика-
тор на 12 В...
X-J
...или контрольную лампу, которую можно изготовить
самостоятельно (из автомобильной лампы мощностью не
более4 Вт, припаяв к ней два проводадл иной не менее 50 см).
-------------ЗАМЕЧАНИЕ----------------------
Порядок проверки технического состоя-
ния электроприборов автомобиля изложен
в соответствующих разделах главы.
Большинство неисправностей электрооборудования свя-
зано с окислением контактов в колодках жгутов проводов,
и для устранения неисправности достаточно зачистить
выводы колодок и обработать их специальной токопрово-
дящей смазкой (см. с. 47, «Эксплуатационные и ремонт-
ные материалы»).
Если не работает какой-либо осветительный прибор (на-
пример, блок-фара, указатель поворота, плафон освеще-
ния салона и так далее), в первую очередь стоит проверить,
не перегорела ли лампа, а уже потом — электрические
цепи.
Алгоритм проверки электрических цепей общий для всех
электроприборов. Сначала проверьте предохранитель и
реле неработающего прибора. Перегоревший предохрани-
тель замените. Если при включении электроприбора пре-
дохранитель, защищающий его электрическую цепь, сно-
ва перегорает, в электропроводке есть короткое замыка-
ние, которое необходимо срочно устранить.
Далее поиск и устранение неисправности сводится к
прозвонке электрических цепей (см. с. 480, «Схемы элек-
трооборудования») и к поиску неисправных элементов
(провода, выключатель, прибор), и замене или ремонту.
-----ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!---------
Если вы не уверены в своих силах, для
ремонта электрооборудования обратитесь
на станцию технического обслуживания,
так как неквалифицированный ремонт мо-
жет привести к серьёзной поломке или к
возгоранию электропроводки автомобиля.