Содержание

42 Honda CR-V этого специальные места на кузове, предварительно убедившись в их прочности, отсутствии сильной кор- розии. Под колёса не забывайте подкладывать упоры, при возможности дополнительно включайте первую передачу или стояночный тормоз. Если автомобиль стоит на домкрате, нельзя садиться в него, снимать двигатель и другие тяжеёлые агрегаты: балансировка машины изменится, и автомобиль упадёт. С особой осторожностью отворачивайте и затягивайте силовые крепёжные детали, когда автомобиль стоит на подставках. Если под машиной работают люди, сверху нельзя производить никаких силовых действий, в том числе садиться на сиденья, класть или вынимать груз. Не наклоняйтесь над вращающимися частями рабо- тающего двигателя и не производите при этом никаких работ в моторном отсеке или с трансмиссией. При работающем двигателе не ремонтируйте сис- тему зажигания (управления двигателем) и не касай- тесь высоковольтных проводов катушки зажигания (модуля зажигания). При работе с электросваркой на кузове автомобиля отключите аккумуляторную батарею и отсоедините колодку проводов от электронного блока управления двигателем. Электроинструмент с рабочим напряжением 220 В должен быть надежно заземлен, если заземление пре- дусмотрено его конструкцией. Заменяя тормозные колодки или сцепление, не пользуйтесь сжатым воздухом, так как асбестовая пыль от изношенных накладок очень вредна для организма. Аккумуляторная батарея при работе и зарядке вы- деляет водород, который образует с кислородом воз- духа взрывоопасный гремучий газ. Чтобы он не «про- гремел», будьте осторожны: перед тем как подсоеди- нять и отсоединять зажимы зарядного устройства, энергично помашите над батареей куском картона, разгоняя водород. По этой же причине нельзя рабо- тать с электроинструментом или производить сварку, если в гараже заряжается аккумуляторная батарея. В аккумуляторы батареи залит электролит — вод- ный раствор серной кислоты. Он ядовит и вызывает ожоги кожи и слизистой оболочки, а кроме того, приводит к коррозии деталей и прожигает насквозь любую ткань. Будьте осторожны! Попавший в глаза электролит необходимо смыть большим количеством холодной воды. При попадании электролита на кожу следует нейтрализовать кислоту раствором питьевой соды (не мылом!). Чистая вода и сода всегда должны быть рядом, если мы имеем дело с аккумуляторной батареей. Избегайте попадания на кожу не только электроли- та, но и любых технических жидкостей, растворите- лей, отработанного моторного масла, тормозной жидкости, дизельного топлива. Все они в той или иной степени вредны. После работы можно восполь- зоваться специальными препаратами для «сухой» чист- ки рук или хотя бы растительным маслом, а затем i * обязательно вымойте руки тёплой, но не горячей водой со средством для мытья посуды. Стиральный порошок для этого лучше не применять. Еда и гараж несовместимы, соблюсти здесь правила гигиены затруднительно. Закончив работу, утилизируйте промасленную ве- тошь. Не оставляйте легковоспламеняющиеся жид- кости (в том числе, масло) в открытой таре. Покидая гараж, не забудьте выключить все элект- роприборы.
Инструменты, приспособления и эксплуатационные материалы 43 Глава 4. ИНСТРУМЕНТЫ, ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ Для технического обслуживания автомобиля и вы- полнения наиболее распространённых ремонтных работ достаточно иметь комплект универсальных инструментов, основу которого должен составлять стандартный набор торцовых ключей со сменными головками. Желательно, чтобы он был максимально полный. Недостающие инструменты можно приоб- рести отдельно. Специальные инструменты (специализированные ключи, съёмники, измерительный инструмент и дру- гие приспособления) требуются при выполнении толь- ко некоторых ремонтных работ, а потому использу- ются нечасто. Приобретать их можно по мере необ- ходимости. В то же время желательно иметь арео- метр, мультиметр, штангенциркуль (последние два могут быть полезны не только при ремонте автомо- биля, но и в быту). Следует учитывать, что ряд операций выполнить без специального инструмента затруднительно, а иногда и невозможно. Некоторые виды работ выполняются с использова- нием средств индивидуальной защиты (подробнее см. с. 40, «Меры безопасности при обслуживании и ре- монте автомобиля»). Поэтому вместе с набором ин- струментов приготовьте перчатки или рукавицы, за- щитные очки или маску (прозрачный щиток, полно- стью закрывающий лицо). УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ 1. Набор торцовых ключей со сменными головка- ми. В набор обязательно должен входить комплект сменных головок размерностью от 10 до 36 мм, под соединительный квадрат 1/2" (0,5 дюйма). Желатель- но, чтобы в этом комплекте был весь ряд рабочих профилей метрического размера, а также специальная «свечная» головка на 16 мм (глубокая головка, внутрь которой вставлено резиновое кольцо, предназначен- ное для удержания свечи зажигания при её извлече- нии). Также желательно, чтобы был второй комплект головок размерностью от 6 до 14 мм под меньший посадочный размер (1/4") и дополнительный набор глубоких головок на 8, 10, 12 и 13 мм для отворачи- вания гаек с длинных шпилек. Удобен в использовании и набор под средний посадочный размер (3/8") с ком- плектом головок от 10 до 24 мм. Очень удобно работать, если в наборе есть воротки с храповым механизмом (трешотки). Они позволяют быстро отво- рачивать и заворачивать крепёжные детали. -------ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!---------------- Во избежание повреждения храпового ме- ханизма не используйте трещотки для ослаб- ления и окончательной затяжки болтов и гаек. Поскольку в автомобиле используются винты и бол- ты TORX, а также болты с внутренним шестигранни- ком, в наборе следует иметь комплекты соответству- ющих головок и насадок, а также насадки с рабочим профилем под крестовые и шлицевые отвертки. 2. Вороток с шарниром и длинной ручкой для отворачивания резьбовых соединений большого диа- метра, когда необходимо приложить значительные усилия (например, при отворачивании гайки ступицы переднего колеса). 3. Комплект комбинированных ключей (рожко- вые и накидные) размерностью от 6 до 32 мм. Жела- тельно, чтобы в наличии был весь ряд ключей метри- ческого размера (через 1 мм). 4. Набор накидных ключей. Комплект комбини- рованных ключей полезно дополнить накидными изогнутыми ключами самых ходовых размеров: на 10, 12, 13, 15, 17, 19, 22 и 24 мм. 5. Комплект шестигранных ключей размером от 2 до 12 мм. 6. Динамометрический ключ. Предназначен для окончательной затяжки резьбовых соединений рег- ламентированным моментом. 7. Набор шлицевых отвёрток с различной шири- ной и толщиной лезвия, а также разной длины. 8. Набор крестовых отвёрток с профилем Philips (PH). Чаше всего используются отвёртки профилем PHI, РН2 и РНЗ. ЗАМЕЧАНИЕ При отворачивании и затягивании винтов важно правильно подобрать нужный про- филь и размер отвёртки, поскольку непод- ходящее лезвие неплотно сядет в головку ; винта и, вероятнее всего, сорвутся шлицы. 9. Набор крестовых отвёрток с профилем Pozidrive (PZ). Чаше всего используются отвёртки профилем PZI, PZ2 и PZ3. -----ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!--------- Рожковые ключи не предназначены для приложения значительных усилий к крепеж- ным элементам, так как при этом смина- ются грани болтов и гаек. Затягивать или ослаблять затяжку такими ключами следу- ет, только когда это невозможно выполнить с помощью торцовых или накидных ключей.