102
Honda CR-V
Окончание табл. 8.1.2
Наименование деталей Резьба Момент
затяжки, Н м
Болты крепления крышки термостата Мб 12
Болты крепления фланца патрубка системы охлаждения к блоку цилиндров Мб 9,8
Болты крепления защитной дуги брызговика двигателя М8 24
Болты крепления брызговикадвигателя М6х1,0 9,8
Гайка крепления передней опоры силового агрегата М 12x1,25 59
Ш пилька кронштейна нижней опоры силового агрегата М12x1,25 83
Болт крепления верхней правой опоры силового агрегата М12г1,25 74
Гайки крепления кронштейна верхней правой опоры силового агрегата к М12х1,25 64
коробке передач
Болты крепления верхней правой опоры силового агрегата к лонжерону М 12x1,25 64
Болты крепления нижней передней опоры силового агрегата к лонжерону М 10x1,25 44
Болты крепления кронштейна нижней левой опоры силового агрегата М12x1,25 64
кдвигателю
Болты крепления кронштейна компрессора М8 24
Гайки крепления кронштейна левой верхней опоры силового агрегата М 12x1,25 54
Болты крепления левой верхней опоры силового агрегата к лонжерону М 10x1,25 44
Болты крепления задней опоры силового агрегата к передней поперечине М10х1,25 64
Болт крепления задней опоры силового агрегата к кронштейну М12x1,25 59
Болты нижнего крепления кронштейна задней опоры силового агрегата М14х1,5 83
кдвигателю
Болт верхнего крепления кронштейна силового агрегата кдвигателю М 12x1,25 59
Пробка сливного отверстия стального поддона картера - 44
Пробка сливного отверстия алюминиевого поддона картера - 39
ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ
На автомобиле установлен бензиновый, четырёхтакт-
ный, четырёхцилиндровый, рядный, шестнадцатикла-
панный двигатель с жидкостным охлаждением.
В головке блока цилиндров установлено два распреде-
лительных вала: передний для выпускных клапанов, зад-
ний — для впускных.
Привод распределительных валов и насоса охлаждаю-
щей жидкости осуществляется зубчатым ремнём от зубча-
того шкива, установленного на коленчатом вале двигате-
ля. Натяжение ремня и направление его движения по
шкивам осуществляется натяжным роликом. Кулачки рас-
пределительных валов воздействуют на клапаны через
коромысла с регулировочными винтами. В процессе экс-
плуатации требуется регулярная проверка и регулировка
тепловых зазоров в приводе клапанов.
Генератор, насос ГУР и компрессор кондиционера при-
водятся в действие поликлиновыми ремнями от шкива
коленчатого вала двигателя.
V3EJK1ЛВИГАТЕЛЬ - ПРОВЕРКА
ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
Техническое состояние двигателя зависит от пробега
автомобиля, своевременности проведения периодичес-
кого технического обслуживания, качества применяе-
мых эксплуатационных материалов, а также от качества
выполнения ремонта.
--------РЕКОМЕНДАЦИЯ--------------
Контролировать состояние двигателя
следует регулярно, в процессе эксплуата-
ции автомобиля. Признаками появления
неисправностей могут быть: наличие мас-
ляных капель на месте стоянки автомоби-
ля; загорание контрольной лампы системы
управления двигателем или контрольной
лампы аварийного давления масла; появ-
ление постороннего звука (шума, стука) при
работе двигателя; дымный выхлоп; пере-
Двигатель и его системы
103
мещение стрелки указателя температуры
в красную зону; увеличенный расход мас-
ла, заметная потеря мощности. При выяв-
лении хотя бы одного из перечисленных
признаков необходимо провести более де-
тальную проверку. Проверка технического
состояния различных систем двигателя
показана в соответствующих разделах гла-
вы «Двигатель и его системы» (см. с. 135,
«Система охлаждения — проверка техни-
ческого состояния»; с, 147, «Система пи-
тания — проверка технического состоя-
ния»; с. 171, «Система управления двига-
телем — проверка технического состоя-
ния»; с. 195, «Система выпуска отработав-
ших газов — проверка технического состо-
яния»).
Оценить техническое состояние двигателя с достаточ-
ной точностью можно по внешним признакам и с помо-
щью доступного оборудования (компрессометра, мано-
метра для проверки давления в системе смазки двигателя).
Для выполнения работы потребуется компрессометр.
---------РЕКОМЕНДАЦИЯ---------------
Выполнять диагностику неисправностей
двигателя на слух удобно технического
стетоскопа. С его помощью можно доста-
точно точно определить источник посторон-
него шума.
Проверка по внешним признакам
1. Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или
эстакаду(см. с. 30, «Подготовка автомобиля ктехническо-
му обслуживанию и ремонту»),
2. Осматриваем двигатель сверху и снизу. Потёки масла
могут свидетельствовать об износе сальников или повреж-
дении уплотнительной прокладки поддона картера.
3. Запускаем двигатель, при этом контрольная лампа
аварийного давления масла должна погаснуть. Если кон-
трольная лампа загорается на холостом ходу после прогре-
ва двигателя и гаснет после увеличения частоты вращения
коленчатого вала, то, возможно, изношены: шестерни
масляного насоса, шейки коленчатого вала, вкладыши
коренных и шатунных подшипников. Если лампа горит
постоянно, то, возможно, неисправна система смазки или
датчик аварийного давления масла. Проверяем давление
масла в системе смазки двигателя с помощью манометра
(см. ниже, «Проверка давления масла»).
-------ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!--------------
Эксплуатация автомобиля с недостаточ-
ным давлением масла в системе смазки
приводит к серьёзному повреждению дви-
гателя. Во избежание получения травм,
выполняя следующую операцию, не касай-
тесь подвижных деталей двигателя (шки-
вов, ремня) и не дотрагивайтесь до разог-
ретых частей двигателя.
4. После прогрева двигателя прислушиваемся к его
работе.
5. При появлении постороннего шума стетоскопом оп-
ределяем зону, где он отчетливо прослушивается. По ха-
рактеру и месту излучения постороннего шума определя-
ем его источник и возможную неисправность.
----------ЗАМЕЧАНИЕ-----------------
Цокающий звонкий звук под крышкой го-
ловки блока цилиндров, как правило, сви-
детельствует об увеличенных зазорах в
приводе клапанов (см. с. 77, «Тепловые за-
зоры в приводе клапанов ГРМ - проверка»),
равномерный шум в зоне ремня привода
ГРМ может свидетельствовать об износе
натяжного ролика или подшипника насоса
охлаждающей жидкости. Стуки в нижней
части блока цилиндров и со стороны под-
дона картера, усиливающиеся с повыше-
нием частоты вращения коленчатого вала
вызваны неисправностью коренных под-
шипников. При этом, как правило, давле-
ние масла в системе смазки низкое. На
холостом ходу этот звук имеет низкий тон,
а с ростом оборотов его тон повышается.
При резком нажатии педали газа двигатель
издает что-то похожее на рычание — типа
«гыр-р-р». Звонкие стуки в средней части
блока цилиндров вызваны неисправностью
шатунных подшипников. Ритмичный метал-
лический стук в верхней части блока цилин-
дров, слышимый на всех режимах работы
двигателя и усиливающийся под нагрузкой,
вызван неисправностью поршневых паль-
цев. Приглушённый стук в верхней части
блока цилиндров на непрогретом двигате-
ле, стихающий и исчезающий при прогре-
ве, может быть вызван изношенными пор-
шнями и цилиндрами. Эксплуатация авто-
мобиля с неисправными подшипниками и
пальцами приведёт к выходу из строя дви-
гателя.
6. Если увеличился расход масла, а следов утечки не
обнаружено, то:
1) прогреваем двигатель до рабочей температуры;
2) отсоединяем шланг вентиляции картера от дроссель-
ной заслонки;
3) подносим к шлангу лист бумаги; если на бумаге
появляются масляные разводы, значит, изношена цилин-
дро-поршневая группа; степень износа определяем по
компрессии в цилиндрах (см. ниже, «Проверка компрес-
сии»);
4) если из системы вентиляции масляный туман не
поступает, значит, причиной повышенного расхода масла