168
Honda CR-V
В процессе работы система непрерывно контролирует
состояние своих элементов (датчиков, исполнительных
устройств). Информация, выявленная при самодиагнос-
тике, заносится в память электронного блока управления
в виде кодов неисправностей. При обнаружении неисп-
равности система информирует об этом водителя, вклю-
чая на щитке приборов контрольную лампу системы уп-
равления двигателем. Коды неисправности можно прочи-
тать с помощью сканера стандарта OBD II или рассчитать
по миганию контрольной лампы, предварительно переве-
дя систему в режим вывода информации. В памяти блока
также хранится вся оперативная информация, которую
электронный блок использует для управления двигате-
лем. Эту информацию также можно просмотреть с помо-
щью сканера. При отключении питания с ЭБУ (например,
при снятии аккумуляторной батареи) все данные, храня-
щиеся в памяти блока, будут утеряны.
Катушка зажигания встроена в корпус распределителя
зажигания. Крышка распределителя имеет пять электро-
дов. Центральный электрод — угольный, подпружинен.
На его вывод, выполненный внутри крышки, подается
напряжение непосредственно от катушки зажигания.
Выводы четырёх боковых электродов (по количеству ци-
линдров двигателя) выполнены на внешнюю сторону
крышки и к ним подсоединены высоковольтные провода.
Датчик фазы/положения поршня в первом цилиндре
(CYP) 1, датчик синхронизации/угла поворота коленчато-
го вала (СКР) 2 и датчик верхней мёртвой точки (TDC) 3
установлены в корпусе распределителя зажигания (на
фото с распределителя снята катушка зажигания).
Все датчики индуктивного типа — при перемещении
еталлического предмета перед сердечником датчика
в цепи возникают импульсы напряжения переменного
тока. Задающие импульсы напряжения на каждом датчи-
ке формируются соответствующими зубчатыми ротора-
ми, надетыми на валик распределителя зажигания.
Датчик угла поворота коленчатого вала (СКР) предназ-
начен для формирования сигналов, по которым ЭБУ син-
хронизирует свою работу с тактами рабочего процесса
двигателя. Поэтому этот датчик часто называют датчиком
синхронизации. По частоте появления импульсов элект-
ронный блок управления рассчитывает обороты коленча-
того вала двигателя. При неисправности датчика угла
поворота коленчатого вала в память ЭБУ заносится код 4.
Датчик верхней мёртвой точки (TDC) предназначен для
формирования сигналов, определяющих моменты зажи-
гания и впрыск топлива для каждого из цилиндров. При
неисправности датчика верхней мёртвой точки в память
ЭБУ заносится код 8.
Датчик положения поршня в первом цилиндре (CYP) фор-
мирует опорные сигналы для начала отчёта каждого ново-
го цикла работы двигателя и определяет положение пор-
шня в первом цилиндре. Поэтому этот датчик часто назы-
вают датчиком фазы. При неисправности датчика поло-
жения поршня впервом цилиндре впамятьЭБУ заносится
код 9.
При неисправности любого из датчиков потребуется
замена корпуса распределителя зажигания.
Датчик положения дроссельной заслонки (TPS) установ-
лен на корпусе дроссельной заслонки и связан с осью
дроссельной заслонки.
Датчик представляет собой переменный резистор, со-
противление которого зависит от угла положения дрос-
сельной заслонки. По сигналу датчика ЭБУ определяет
величину открытия дроссельной заслонки. При неисп-
равности датчика положения дроссельной заслонки в
память ЭБУ заносится кол 7.
Датчик детонации (KS) — пьезоэлектрический и реаги-
рует на вибрацию блока цилиндров двигателя, применяет-
ся на автомобилях с 1999 г. Датчик детонации установлен
на передней стенке блока цилиндров. По сигналам датчи-
ка ЭБУ определяет момент возникновения детонации во
время работы двигателя и в соответствии с этим коррек-
тирует угол опережения зажигания.
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ЕСТ) из-
меряет температуру охлаждающей жидкости. В датчик
встроен терморезистор, меняющий свою электрическую
проводимость в зависимости от окружающей температу-
ры. С ростом температуры охлаждающей жидкости сопро-
тивление датчика уменьшается. Полученные данные ис-
Двигатель и его системы
пользуются при расчёте большинства управляющих ко-
манд для элементов системы управления двигателем, а
также для включения электровентилятора системы ох-
лаждения двигателя. Датчик установлен в головку блока
цилиндров под распределителем зажигания.
При неисправности датчика температуры охлаждаю-
щей жидкости в память ЭБУ заносится код 6.
Датчик температуры поступающего в цилиндры воздуха
(IAT) измеряет температуру воздуха во впускном трубо-
проводе. В датчик встроен терморезистор, меняющий элек-
трическую проводимость в зависимости от окружающей
температуры.
Датчик температуры поступающего в цилиндры воздуха
установлен во впускную трубу второго цилиндра.
При неисправности датчика температуры всасываемо-
го воздуха в память ЭБУ заносится код 10.
Датчик давления воздуха в ресивере (МАР) измеряет
абсолютное давление (разрежение) воздуха в ресивере
впускного трубопровода. По изменению давления (кото-
рое происходит в результате изменения нагрузки на дви-
гатель, оборотов коленчатого вала, величины открытия
дроссельной заслонки) ЭБУ корректирует впрыск топли-
ва в момент зажигания. Датчик установлен на корпусе
дроссельной заслонки.
При неисправности датчика давления воздуха в память
ЭБУ заносится код 5.
Для того чтобы вносить поправку в показания датчика
давления во впускном трубопроводе (МАР) в зависимости
от изменений атмосферного давления, в электронном
блоке управления установлен второй датчик давления —
датчик барометрического давления (BARO).
Датчик скорости автомобиля (VSS) измеряет частоту вра-
щения вторичного вала коробки передач. Он установлен с
задней стороны двигателя на картере коробке передач.
Импульсы, вырабатываемые датчиком, поступают в
ЭБУ и на спидометр щитка приборов.
Датчик концентрации кислорода подает выходной сиг-
нал , по которому ЭБУ определяет кон центраци ю кислоро-
да в отработавших газах. По полученным данным ЭБУ
корректирует количество топлива, впрыскиваемого в
цилиндры двигателя и тем самым поддерживает опти-
мальную пропорцию смеси воздуха с топливом (это необ-
ходимо для эффективной работы каталитического нейт-
рализатора). Чувствительный элемент датчика концент-
рации кислорода расположен в потоке отработавших га-
зов. Работоспособность датчика возможна только при
нагреве его чувствительного элемента до температуры не
ниже 300 °С. Для сокращения времени прогрева в датчик
встроен нагревательный элемент. При неисправности
датчика концентрации кислорода в память ЭБУ заносится
код 1. Датчик установлен в приёмной трубе.
На часть автомобилей установлено два датчика концен-
трации кислорода. Датчик, установленный перед катали-
тическим нейтрализатором, — управляющий, а дополни-
тельный, установленный после каталитического нейт-
рализатора, — диагностический.
------ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!--------------
Наличие в отработавших газах соедине-
ний свинца и кремния может привести к
выходу из строя датчика концентрации кис-
лорода. Поэтому не допускается исполь-