Содержание

168 Honda CR-V В процессе работы система непрерывно контролирует состояние своих элементов (датчиков, исполнительных устройств). Информация, выявленная при самодиагнос- тике, заносится в память электронного блока управления в виде кодов неисправностей. При обнаружении неисп- равности система информирует об этом водителя, вклю- чая на щитке приборов контрольную лампу системы уп- равления двигателем. Коды неисправности можно прочи- тать с помощью сканера стандарта OBD II или рассчитать по миганию контрольной лампы, предварительно переве- дя систему в режим вывода информации. В памяти блока также хранится вся оперативная информация, которую электронный блок использует для управления двигате- лем. Эту информацию также можно просмотреть с помо- щью сканера. При отключении питания с ЭБУ (например, при снятии аккумуляторной батареи) все данные, храня- щиеся в памяти блока, будут утеряны. Катушка зажигания встроена в корпус распределителя зажигания. Крышка распределителя имеет пять электро- дов. Центральный электрод — угольный, подпружинен. На его вывод, выполненный внутри крышки, подается напряжение непосредственно от катушки зажигания. Выводы четырёх боковых электродов (по количеству ци- линдров двигателя) выполнены на внешнюю сторону крышки и к ним подсоединены высоковольтные провода. Датчик фазы/положения поршня в первом цилиндре (CYP) 1, датчик синхронизации/угла поворота коленчато- го вала (СКР) 2 и датчик верхней мёртвой точки (TDC) 3 установлены в корпусе распределителя зажигания (на фото с распределителя снята катушка зажигания). Все датчики индуктивного типа — при перемещении еталлического предмета перед сердечником датчика в цепи возникают импульсы напряжения переменного тока. Задающие импульсы напряжения на каждом датчи- ке формируются соответствующими зубчатыми ротора- ми, надетыми на валик распределителя зажигания. Датчик угла поворота коленчатого вала (СКР) предназ- начен для формирования сигналов, по которым ЭБУ син- хронизирует свою работу с тактами рабочего процесса двигателя. Поэтому этот датчик часто называют датчиком синхронизации. По частоте появления импульсов элект- ронный блок управления рассчитывает обороты коленча- того вала двигателя. При неисправности датчика угла поворота коленчатого вала в память ЭБУ заносится код 4. Датчик верхней мёртвой точки (TDC) предназначен для формирования сигналов, определяющих моменты зажи- гания и впрыск топлива для каждого из цилиндров. При неисправности датчика верхней мёртвой точки в память ЭБУ заносится код 8. Датчик положения поршня в первом цилиндре (CYP) фор- мирует опорные сигналы для начала отчёта каждого ново- го цикла работы двигателя и определяет положение пор- шня в первом цилиндре. Поэтому этот датчик часто назы- вают датчиком фазы. При неисправности датчика поло- жения поршня впервом цилиндре впамятьЭБУ заносится код 9. При неисправности любого из датчиков потребуется замена корпуса распределителя зажигания. Датчик положения дроссельной заслонки (TPS) установ- лен на корпусе дроссельной заслонки и связан с осью дроссельной заслонки. Датчик представляет собой переменный резистор, со- противление которого зависит от угла положения дрос- сельной заслонки. По сигналу датчика ЭБУ определяет величину открытия дроссельной заслонки. При неисп- равности датчика положения дроссельной заслонки в память ЭБУ заносится кол 7. Датчик детонации (KS) — пьезоэлектрический и реаги- рует на вибрацию блока цилиндров двигателя, применяет- ся на автомобилях с 1999 г. Датчик детонации установлен на передней стенке блока цилиндров. По сигналам датчи- ка ЭБУ определяет момент возникновения детонации во время работы двигателя и в соответствии с этим коррек- тирует угол опережения зажигания. Датчик температуры охлаждающей жидкости (ЕСТ) из- меряет температуру охлаждающей жидкости. В датчик встроен терморезистор, меняющий свою электрическую проводимость в зависимости от окружающей температу- ры. С ростом температуры охлаждающей жидкости сопро- тивление датчика уменьшается. Полученные данные ис-
Двигатель и его системы пользуются при расчёте большинства управляющих ко- манд для элементов системы управления двигателем, а также для включения электровентилятора системы ох- лаждения двигателя. Датчик установлен в головку блока цилиндров под распределителем зажигания. При неисправности датчика температуры охлаждаю- щей жидкости в память ЭБУ заносится код 6. Датчик температуры поступающего в цилиндры воздуха (IAT) измеряет температуру воздуха во впускном трубо- проводе. В датчик встроен терморезистор, меняющий элек- трическую проводимость в зависимости от окружающей температуры. Датчик температуры поступающего в цилиндры воздуха установлен во впускную трубу второго цилиндра. При неисправности датчика температуры всасываемо- го воздуха в память ЭБУ заносится код 10. Датчик давления воздуха в ресивере (МАР) измеряет абсолютное давление (разрежение) воздуха в ресивере впускного трубопровода. По изменению давления (кото- рое происходит в результате изменения нагрузки на дви- гатель, оборотов коленчатого вала, величины открытия дроссельной заслонки) ЭБУ корректирует впрыск топли- ва в момент зажигания. Датчик установлен на корпусе дроссельной заслонки. При неисправности датчика давления воздуха в память ЭБУ заносится код 5. Для того чтобы вносить поправку в показания датчика давления во впускном трубопроводе (МАР) в зависимости от изменений атмосферного давления, в электронном блоке управления установлен второй датчик давления — датчик барометрического давления (BARO). Датчик скорости автомобиля (VSS) измеряет частоту вра- щения вторичного вала коробки передач. Он установлен с задней стороны двигателя на картере коробке передач. Импульсы, вырабатываемые датчиком, поступают в ЭБУ и на спидометр щитка приборов. Датчик концентрации кислорода подает выходной сиг- нал , по которому ЭБУ определяет кон центраци ю кислоро- да в отработавших газах. По полученным данным ЭБУ корректирует количество топлива, впрыскиваемого в цилиндры двигателя и тем самым поддерживает опти- мальную пропорцию смеси воздуха с топливом (это необ- ходимо для эффективной работы каталитического нейт- рализатора). Чувствительный элемент датчика концент- рации кислорода расположен в потоке отработавших га- зов. Работоспособность датчика возможна только при нагреве его чувствительного элемента до температуры не ниже 300 °С. Для сокращения времени прогрева в датчик встроен нагревательный элемент. При неисправности датчика концентрации кислорода в память ЭБУ заносится код 1. Датчик установлен в приёмной трубе. На часть автомобилей установлено два датчика концен- трации кислорода. Датчик, установленный перед катали- тическим нейтрализатором, — управляющий, а дополни- тельный, установленный после каталитического нейт- рализатора, — диагностический. ------ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ!-------------- Наличие в отработавших газах соедине- ний свинца и кремния может привести к выходу из строя датчика концентрации кис- лорода. Поэтому не допускается исполь-