170
Honda CR-V
зование этилированного бензина. При ре-
монте двигателя нельзя применять герме-
тик с большим содержанием силикона (со-
единений кремния), пары которого могут
попасть через систему вентиляции карте-
ра в цилиндры и далее в выпускной тракт.
Следует использовать герметик, на упаков-
ке которого указано, что он безопасен для
датчика концентрации кислорода.
Датчик давления насоса гидроусилителя рулевого управ-
ления (PSP) подаёт сигнал в ЭБУ при увеличении нагрузки
на насос гидроусилителя рулевого управления. Если дав-
ление недостаточно (например, во время поворота рулево-
го колеса на стоящем автомобиле при работе двигателя на
холостом ходу), ЭБУ увеличивает частоту вращения ко-
ленчатого вала. Датчикустановлен на резьбе в наконечни-
ке нагнетающего шланга насоса ГУР и находится под
впускным трубопроводом.
Регулятор холостого хода (IAC) — это запорный элект-
роклапан в перепускном канале, через который в ресивер
поступает дополнительный воздух на холостом ходу при
запуске и прогреве двигателя. Регулятор установлен на
ресивере впускного трубопровода.
При неисправности регулятора холостого хода в память
ЭБУ заносится код 14.
На двигателях применяются свечи зажигания ZFR6F-11
(NGK) или KJ20CR-L11 (DENSO). Шестигранная часть
корпуса свечей зажигания выполнена под ключ на 16 мм.
Свеча зажигания: 1 — боковой электрод; 2 — центральный
электрод (в тепловом конусе изолятора); 3 — резьбовая часть
корпуса; 4 — изолятор (на него нанесена маркировка свечи
зажигания); 5 — контактный наконечник (съёмный, установ-
лен на резьбе); б — шестигранная часть корпуса под ключ; 7 —
уплотнительное кольцо
--------РЕКОМЕНДАЦИЯ-----------------
Свечи зажигания необходимо заменять
через каждые 40 000 км пробега (см. с. 75,
«Свечи зажигания — замена»).
Форсунка — это электромагнитный игольчатый кла-
пан, на выходном патрубке которого выполнен распыли-
тель. Форсунка открывается по сигналу ЭБУ, при этом
топливо под давлением впрыскивается непосредственно
во впускной клапан. Количество топлива, поступающего
в цилиндр, регулируется временем открытия форсунки.
На двигателе установлено по одной форсунке на каждый
цилиндр.
Форсунка: 1 — съёмный сетчатый фильтр; 2, 3 и 4 — уплотни-
тельные кольца; 5 — распылитель; 6 — электрические выводы
Цепи питания системы управления двигателем защище-
ны семью плавкими предохранителями. В основном монтаж-
ном блоке, расположенном в моторном отсеке, установлен
предохранитель 2 (FI ЕСМ/РСМ на 15 А), защищающий
ЭБУ и его цепи. На часть автомобилей в этом же блоке
установлен датчик электрической нагрузки 1 (ELD).
Двигатель и его системы
171
Другие предохранители системы управления установ-
лены в монтажном блоке панели приборов (подробнее см.
с. 356, «Блоки предохранителей и реле»).
При включении зажигания питание на форсунки, на
регулятор холостого хода и в основные цепи ЭБУ подаётся
через главное реле. Также это реле включает топливный
насос системы питания. Главное реле установлено под
панелью приборов со стороны впередисидяшего пасса-
жира.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
ДВИГАТЕЛЕМ - ПРОВЕРКА
ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
Во время технического облуживания и ремонта системы
управления двигателем необходимо соблюдать осторож-
ность:
• Не касайтесь выводов ЭБУ руками. Система управ-
ления двигателем — микропроцессорная, электронные
компоненты ЭБУ могут быть повреждены электростати-
ческим разрядом.
• Приступая к ремонту автомобиля (особенно если
операции связанны с демонтажём элементов системы
управления двигателем), снимите клемму с отрицатель-
ного вывода аккумуляторной батареи.
• При отсоединении аккумуляторной батареи от сети
автомобиля из памяти ЭБУ будут удалены коды неисправ-
ностей.
• Во многих случаях для проверки элементов системы
управления двигателем необходимо наличие в электри-
ческой цепи системы напряжения питания. При этом
отсоединять колодки проводов от датчиков и исполни-
тельных элементов системы управления двигателем до-
пускается только после выключения зажигания.
• Отсоединять колодку жгута проводов от ЭБУ можно
только после снятия клеммы с отрицательного вывода
аккумуляторной батареи.
• При необходимости подсоединить аккумуляторную
батарею к электрической сети автомобиля во время ре-
монта предварительно убедитесь в том, что отсоединён-
ные провода (выводы колодок, концы проводов) не замы-
кают на «массу» и что зажигание выключено. Подсоеди-
ните сначала клемму к положительному выводу аккуму-
ляторной батареи, а затем к отрицательному. Включайте
зажигание только на время выполнения измерений.
• В системе управления двигателем используются элек-
тронные компоненты, напряжение питания которых око-
ло 5 В. Подача на них напряжения от электрической сети
автомобиля (напряжение в которой более 12 В) приведёт к
выходу из строя системы управления двигателем.
Для проверки системы управления двигателем исполь-
зуйте мультиметр, внутреннее сопротивление прибора в
режиме вольтметра должно быть не менее 10 МОм. При
необходимости для проверки цепей питания, находящих-
ся под напряжением 12 В, можно воспользоваться конт-
рольной лампой, но мощность лампы должна быть мень-
ше 3 Вт (подойдет контрольная лампа А 12-1,2-1 мощность
1,2 Вт).
Перед запуском двигателя убедитесь, что клеммы на-
дёжно закреплены на выводах аккумуляторной батареи.
• Во избежание выхода из строя электронных компо-
нентов ЭБУ нельзя при работающем двигателе отсоеди-
нять клеммы проводов от выводов аккумуляторной бата-
реи.
При неработоспособности системы управления двига-
телем следует проверить состояние предохранителей (см.
с. 356. «Блоки предохранителей и реле»). Обнаруженный
перегоревший предохранитель необходимо заменить. При
повторном перегорании предохранителя следует прове-
рить цепь питания, найти и устранить неисправность (см.
с. 480, «Схема системы управления двигателем» и с. 339,
«Электрооборудование — проверка технического состоя-
ния»),
-----------РЕКОМЕНДАЦИЯ---------------------
При проверке элементов системы управ-
ления существует необходимость подсое-
динять мультиметр к выводам соедини-
тельных колодок, датчиков и других дета-
лей электрооборудования. Для подсоеди-
нения к изолированным выводам следует
использовать щупы с тонкими наконечни-
ками или использовать отрезки медного
провода. Не следует с усилием втыкать
щупы в выводы, так как впоследствии в
таких разъёмах возможен плохой электри-
ческий контакт, вызывающий перебои в
работе системы управления двигателем.
Для подсоединения к неизолированным
выводами можно воспользоваться отрез-
ками тонких полихлорвиниловых трубок.
Если их надеть на выводы и вставить в них
концы щупов мультиметра, то они будут
удерживать щупы (обеспечивая надёжный
контакт с выводами) и одновременно изо-
лировать их концы от короткого замыкания.