Содержание

170 Honda CR-V зование этилированного бензина. При ре- монте двигателя нельзя применять герме- тик с большим содержанием силикона (со- единений кремния), пары которого могут попасть через систему вентиляции карте- ра в цилиндры и далее в выпускной тракт. Следует использовать герметик, на упаков- ке которого указано, что он безопасен для датчика концентрации кислорода. Датчик давления насоса гидроусилителя рулевого управ- ления (PSP) подаёт сигнал в ЭБУ при увеличении нагрузки на насос гидроусилителя рулевого управления. Если дав- ление недостаточно (например, во время поворота рулево- го колеса на стоящем автомобиле при работе двигателя на холостом ходу), ЭБУ увеличивает частоту вращения ко- ленчатого вала. Датчикустановлен на резьбе в наконечни- ке нагнетающего шланга насоса ГУР и находится под впускным трубопроводом. Регулятор холостого хода (IAC) — это запорный элект- роклапан в перепускном канале, через который в ресивер поступает дополнительный воздух на холостом ходу при запуске и прогреве двигателя. Регулятор установлен на ресивере впускного трубопровода. При неисправности регулятора холостого хода в память ЭБУ заносится код 14. На двигателях применяются свечи зажигания ZFR6F-11 (NGK) или KJ20CR-L11 (DENSO). Шестигранная часть корпуса свечей зажигания выполнена под ключ на 16 мм. Свеча зажигания: 1 — боковой электрод; 2 — центральный электрод (в тепловом конусе изолятора); 3 — резьбовая часть корпуса; 4 — изолятор (на него нанесена маркировка свечи зажигания); 5 — контактный наконечник (съёмный, установ- лен на резьбе); б — шестигранная часть корпуса под ключ; 7 — уплотнительное кольцо --------РЕКОМЕНДАЦИЯ----------------- Свечи зажигания необходимо заменять через каждые 40 000 км пробега (см. с. 75, «Свечи зажигания — замена»). Форсунка — это электромагнитный игольчатый кла- пан, на выходном патрубке которого выполнен распыли- тель. Форсунка открывается по сигналу ЭБУ, при этом топливо под давлением впрыскивается непосредственно во впускной клапан. Количество топлива, поступающего в цилиндр, регулируется временем открытия форсунки. На двигателе установлено по одной форсунке на каждый цилиндр. Форсунка: 1 — съёмный сетчатый фильтр; 2, 3 и 4 — уплотни- тельные кольца; 5 — распылитель; 6 — электрические выводы Цепи питания системы управления двигателем защище- ны семью плавкими предохранителями. В основном монтаж- ном блоке, расположенном в моторном отсеке, установлен предохранитель 2 (FI ЕСМ/РСМ на 15 А), защищающий ЭБУ и его цепи. На часть автомобилей в этом же блоке установлен датчик электрической нагрузки 1 (ELD).
Двигатель и его системы 171 Другие предохранители системы управления установ- лены в монтажном блоке панели приборов (подробнее см. с. 356, «Блоки предохранителей и реле»). При включении зажигания питание на форсунки, на регулятор холостого хода и в основные цепи ЭБУ подаётся через главное реле. Также это реле включает топливный насос системы питания. Главное реле установлено под панелью приборов со стороны впередисидяшего пасса- жира. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ - ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ Во время технического облуживания и ремонта системы управления двигателем необходимо соблюдать осторож- ность: • Не касайтесь выводов ЭБУ руками. Система управ- ления двигателем — микропроцессорная, электронные компоненты ЭБУ могут быть повреждены электростати- ческим разрядом. • Приступая к ремонту автомобиля (особенно если операции связанны с демонтажём элементов системы управления двигателем), снимите клемму с отрицатель- ного вывода аккумуляторной батареи. • При отсоединении аккумуляторной батареи от сети автомобиля из памяти ЭБУ будут удалены коды неисправ- ностей. • Во многих случаях для проверки элементов системы управления двигателем необходимо наличие в электри- ческой цепи системы напряжения питания. При этом отсоединять колодки проводов от датчиков и исполни- тельных элементов системы управления двигателем до- пускается только после выключения зажигания. • Отсоединять колодку жгута проводов от ЭБУ можно только после снятия клеммы с отрицательного вывода аккумуляторной батареи. • При необходимости подсоединить аккумуляторную батарею к электрической сети автомобиля во время ре- монта предварительно убедитесь в том, что отсоединён- ные провода (выводы колодок, концы проводов) не замы- кают на «массу» и что зажигание выключено. Подсоеди- ните сначала клемму к положительному выводу аккуму- ляторной батареи, а затем к отрицательному. Включайте зажигание только на время выполнения измерений. • В системе управления двигателем используются элек- тронные компоненты, напряжение питания которых око- ло 5 В. Подача на них напряжения от электрической сети автомобиля (напряжение в которой более 12 В) приведёт к выходу из строя системы управления двигателем. Для проверки системы управления двигателем исполь- зуйте мультиметр, внутреннее сопротивление прибора в режиме вольтметра должно быть не менее 10 МОм. При необходимости для проверки цепей питания, находящих- ся под напряжением 12 В, можно воспользоваться конт- рольной лампой, но мощность лампы должна быть мень- ше 3 Вт (подойдет контрольная лампа А 12-1,2-1 мощность 1,2 Вт). Перед запуском двигателя убедитесь, что клеммы на- дёжно закреплены на выводах аккумуляторной батареи. • Во избежание выхода из строя электронных компо- нентов ЭБУ нельзя при работающем двигателе отсоеди- нять клеммы проводов от выводов аккумуляторной бата- реи. При неработоспособности системы управления двига- телем следует проверить состояние предохранителей (см. с. 356. «Блоки предохранителей и реле»). Обнаруженный перегоревший предохранитель необходимо заменить. При повторном перегорании предохранителя следует прове- рить цепь питания, найти и устранить неисправность (см. с. 480, «Схема системы управления двигателем» и с. 339, «Электрооборудование — проверка технического состоя- ния»), -----------РЕКОМЕНДАЦИЯ--------------------- При проверке элементов системы управ- ления существует необходимость подсое- динять мультиметр к выводам соедини- тельных колодок, датчиков и других дета- лей электрооборудования. Для подсоеди- нения к изолированным выводам следует использовать щупы с тонкими наконечни- ками или использовать отрезки медного провода. Не следует с усилием втыкать щупы в выводы, так как впоследствии в таких разъёмах возможен плохой электри- ческий контакт, вызывающий перебои в работе системы управления двигателем. Для подсоединения к неизолированным выводами можно воспользоваться отрез- ками тонких полихлорвиниловых трубок. Если их надеть на выводы и вставить в них концы щупов мультиметра, то они будут удерживать щупы (обеспечивая надёжный контакт с выводами) и одновременно изо- лировать их концы от короткого замыкания.